Мир профессий (сайт по профориентации) МБОУ "Лицей № 6 г. Горно-Алтайска" 

Педагогам

 

 

ПРИЕМЫ ВОВЛЕЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ

Даже самые влюбленные в свою работу педагоги, работающие по призванию, которым интересна эта тема и которые по-честному изучили все материалы, скажут: «Это все, конечно, замечательно, но молодежь сейчас такая, что увлечь их системой НСК практически нереально. Они живут в своем мире и слишком от нас отличаются своими взглядами, своими гаджетами, своими непонятными ценностями».

Не сказали? Отлично!

Сказали? Давайте обсудим.

Для начала посмотрим, что говорят современники о своей молодежи.

1

Наша молодежь стремиться к быстрому успеху, она гиперопекаема, жаждет только комфорта и удовольствий. Молодые люди не умеют выбирать и боятся разочаровать окружающих

2

Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, изводят учителей

3

Я утрачу всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления

4

Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди глупы и ленивы. Никогда они не будут походить на молодежь нашего времени. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру

5

Молодежь смотрит на мир только глазами своих кумиров

Как Вы думаете, кто это сказал? Первая цитата – выдержка из результатов исследования поколения Z Сбербанка России в 2017 году. А остальные?

2

Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей

Сократ, V в. до н.э

3

Я утрачу всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления

Гесиод, 720 год до н.э

4

Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди глупы и ленивы. Никогда они не будут походить на молодежь нашего времени. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру

Неизвестный автор, запись на глиняном горшке, найденном среди развалин Вавилона. Возраст этого горшка свыше 3000 лет

5

Молодежь смотрит на мир только глазами своих кумиров

Вильгельм Швебель (1845-1891)

Признаем, что люди не меняются, они все те же во все времена, и мир не катится вниз. Он просто катится своим путем по спирали, наступая все на те же грабли, совершая все те же ошибки, упрекая неправильную молодежь.

А молодежь у нас не хорошая и не плохая, она разная, такая же разная, какой была в период нашей юности, какой была сотни и тысячи лет назад

Но, что для нас с вами чрезвычайно важно - во все времена была неизмеримо велика роль учителя, человека, у которого хватало не только ума для осознания важных мыслей, но и мудрости правильно эти мысли донести до своих учеников.

Учитель понимает особенности возрастной психологии, он осознает барьеры восприятия «заумностей» у подростков, он владеет методами мягкого донесения информации морально-нравственного и поучительного характера.

Учитель не скажет: «А сейчас вы запишите, как правильно искать подходящую профессию». Он не поставит клеймо на не самом успешном ученике «идиот, у которого ничего в жизни не выйдет». Он сделает так, что ученик и сам не поймет, что воспринял правильный совет и последовал ему. Почитайте очень интересную и совершенно реальную историю о правильном учителе (история о правильном учителе).

Рабочие материалы и инструменты по профориентации для школьников мы вам даем в приложениях, а здесь несколько базовых рекомендаций по их применению,  общим подходам и принципам к профориентации школьников с учетом текущей ситуации на рынке труда и трансформации системы профессиональных квалификаций.

1. Относитесь к своим ученикам не как к детям, а как к взрослым людям, которые всего через 3-5 лет столкнуться с теми же проблемами, которые есть у вас.

2. Постарайтесь избавиться от стереотипов профориентационной системы недавнего прошлого: «высшее образование – обязательно для успешной карьеры», «одна профессия на всю жизнь», «большой стаж работы на одном месте – это важный показатель профессионализма и стабильности работника».

3. Постарайтесь избавиться от менторских интонаций и позиции «мое мнение – единственно верное» в вопросах профориентации. Признавайте себе и ученикам, что вы сами еще многое в этой сфере не знаете. Именно эта позиция и ваше с учениками совместное освоение новой области знаний приведут к максимальному эффекту.

4. Попробуйте на вкус и позвольте себе принять новые принципы построения карьеры в современном мире: «Мы должны учиться профессии всю жизнь, даже если это одна профессия на всю жизнь»; «Все меняется очень быстро, я тоже должен быть гибким, адаптивным и воспринимать изменения не как стресс, а как возможность», «То, что раньше считали глупой игрой сегодня может превратиться в новую интересную и высокооплачиваемую профессию»; «Никто не обязан всю жизнь работать на одном месте, в одном городе – мир открывает границы и становится доступным».

5. Внушите своим ученикам и их родителям, что формат получения образования меняется: большинство профессий не требует жертвы в 4-6 лет образовательного процесса с невнятными результатами. Не все осознают простую вещь, что вся информация, которую раньше люди получали, слушая профессора, – доступна в один клик. Смысла ходить на лекции ради получения знаний – нет.

6. Главная цель профориентационной работы в школе – не навязывание чужих представлений об успешной карьере и правильной профессии, и даже не в диагностировании профессиональных интересов и способностей ребенка (они все равно со временем меняются у большинства), а в том, чтобы показать огромный мир профессий и заинтересовать в его изучении; не пугать, что каждый профессиональный выбор – приговор, а показать, что каждый выбор дает многовариантные последствия.

7. Повышайте уровень своих общих компетенций в профессиональной деятельности. А еще подумайте над мыслью:

У каждого человека должно быть 5 хобби, чтобы:

- зарабатывать деньги,

- держать себя в физической форме,

- быть творческим,

- постоянно получать новые знания,

- расширять кругозор.

Вы согласны с этой мыслью? Сколько хобби у вас? Может быть, вы и сами захотите применить к себе новые принципы профессиональной ориентации? Какие из этих хобби позволяют вам быть хорошим учителем?

8. Включайте элементы профориентационной работы не в лоб, не в рамках специальных занятий и классных часов, а доставайте из рукава как бы невзначай, в самые разные моменты (обычный урок, разговор с родителями на собрании, сообщение в общем чате – в общем, в форме 25-го кадра).

Какой-то жизненный пример, цитата авторитетного человека, слово поддержки – это важно, и, как правило, уместно.

В процессе своего урока вдруг спросите:  а чем это знание или умение может пригодиться в жизни, или в какой профессии это умение будет важным?

И вдруг окажется, что химический опыт – не абстракция, а способ почистить духовку, а знание из биологии РНК-интерференции нужны востребованным сегодня агрономам-генетикам. Успешность на уроках литературы может дать старт начинающему блогеру, а конкретное упражнение на уроке физкультуры поможет в профилактике серьезного заболевания.

 

 

Дата последнего обновления страницы 19.09.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»