ПРИЕМЫ ВОВЛЕЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ
Даже самые влюбленные в свою работу педагоги, работающие по призванию, которым интересна эта тема и которые по-честному изучили все материалы, скажут: «Это все, конечно, замечательно, но молодежь сейчас такая, что увлечь их системой НСК практически нереально. Они живут в своем мире и слишком от нас отличаются своими взглядами, своими гаджетами, своими непонятными ценностями».
Не сказали? Отлично!
Сказали? Давайте обсудим.
Для начала посмотрим, что говорят современники о своей молодежи.
1 |
Наша молодежь стремиться к быстрому успеху, она гиперопекаема, жаждет только комфорта и удовольствий. Молодые люди не умеют выбирать и боятся разочаровать окружающих |
2 |
Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, изводят учителей |
3 |
Я утрачу всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления |
4 |
Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди глупы и ленивы. Никогда они не будут походить на молодежь нашего времени. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру |
5 |
Молодежь смотрит на мир только глазами своих кумиров
|
Как Вы думаете, кто это сказал? Первая цитата – выдержка из результатов исследования поколения Z Сбербанка России в 2017 году. А остальные?
2 |
Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей |
Сократ, V в. до н.э |
3 |
Я утрачу всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления |
Гесиод, 720 год до н.э |
4 |
Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди глупы и ленивы. Никогда они не будут походить на молодежь нашего времени. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру |
Неизвестный автор, запись на глиняном горшке, найденном среди развалин Вавилона. Возраст этого горшка свыше 3000 лет |
5 |
Молодежь смотрит на мир только глазами своих кумиров
|
Вильгельм Швебель (1845-1891) |
Признаем, что люди не меняются, они все те же во все времена, и мир не катится вниз. Он просто катится своим путем по спирали, наступая все на те же грабли, совершая все те же ошибки, упрекая неправильную молодежь.
А молодежь у нас не хорошая и не плохая, она разная, такая же разная, какой была в период нашей юности, какой была сотни и тысячи лет назад
Но, что для нас с вами чрезвычайно важно - во все времена была неизмеримо велика роль учителя, человека, у которого хватало не только ума для осознания важных мыслей, но и мудрости правильно эти мысли донести до своих учеников.
Учитель понимает особенности возрастной психологии, он осознает барьеры восприятия «заумностей» у подростков, он владеет методами мягкого донесения информации морально-нравственного и поучительного характера.
Учитель не скажет: «А сейчас вы запишите, как правильно искать подходящую профессию». Он не поставит клеймо на не самом успешном ученике «идиот, у которого ничего в жизни не выйдет». Он сделает так, что ученик и сам не поймет, что воспринял правильный совет и последовал ему. Почитайте очень интересную и совершенно реальную историю о правильном учителе (история о правильном учителе).
Рабочие материалы и инструменты по профориентации для школьников мы вам даем в приложениях, а здесь несколько базовых рекомендаций по их применению, общим подходам и принципам к профориентации школьников с учетом текущей ситуации на рынке труда и трансформации системы профессиональных квалификаций.
1. Относитесь к своим ученикам не как к детям, а как к взрослым людям, которые всего через 3-5 лет столкнуться с теми же проблемами, которые есть у вас.
2. Постарайтесь избавиться от стереотипов профориентационной системы недавнего прошлого: «высшее образование – обязательно для успешной карьеры», «одна профессия на всю жизнь», «большой стаж работы на одном месте – это важный показатель профессионализма и стабильности работника».
3. Постарайтесь избавиться от менторских интонаций и позиции «мое мнение – единственно верное» в вопросах профориентации. Признавайте себе и ученикам, что вы сами еще многое в этой сфере не знаете. Именно эта позиция и ваше с учениками совместное освоение новой области знаний приведут к максимальному эффекту.
4. Попробуйте на вкус и позвольте себе принять новые принципы построения карьеры в современном мире: «Мы должны учиться профессии всю жизнь, даже если это одна профессия на всю жизнь»; «Все меняется очень быстро, я тоже должен быть гибким, адаптивным и воспринимать изменения не как стресс, а как возможность», «То, что раньше считали глупой игрой сегодня может превратиться в новую интересную и высокооплачиваемую профессию»; «Никто не обязан всю жизнь работать на одном месте, в одном городе – мир открывает границы и становится доступным».
5. Внушите своим ученикам и их родителям, что формат получения образования меняется: большинство профессий не требует жертвы в 4-6 лет образовательного процесса с невнятными результатами. Не все осознают простую вещь, что вся информация, которую раньше люди получали, слушая профессора, – доступна в один клик. Смысла ходить на лекции ради получения знаний – нет.
6. Главная цель профориентационной работы в школе – не навязывание чужих представлений об успешной карьере и правильной профессии, и даже не в диагностировании профессиональных интересов и способностей ребенка (они все равно со временем меняются у большинства), а в том, чтобы показать огромный мир профессий и заинтересовать в его изучении; не пугать, что каждый профессиональный выбор – приговор, а показать, что каждый выбор дает многовариантные последствия.
7. Повышайте уровень своих общих компетенций в профессиональной деятельности. А еще подумайте над мыслью:
У каждого человека должно быть 5 хобби, чтобы:
- зарабатывать деньги,
- держать себя в физической форме,
- быть творческим,
- постоянно получать новые знания,
- расширять кругозор.
Вы согласны с этой мыслью? Сколько хобби у вас? Может быть, вы и сами захотите применить к себе новые принципы профессиональной ориентации? Какие из этих хобби позволяют вам быть хорошим учителем?
8. Включайте элементы профориентационной работы не в лоб, не в рамках специальных занятий и классных часов, а доставайте из рукава как бы невзначай, в самые разные моменты (обычный урок, разговор с родителями на собрании, сообщение в общем чате – в общем, в форме 25-го кадра).
Какой-то жизненный пример, цитата авторитетного человека, слово поддержки – это важно, и, как правило, уместно.
В процессе своего урока вдруг спросите: а чем это знание или умение может пригодиться в жизни, или в какой профессии это умение будет важным?
И вдруг окажется, что химический опыт – не абстракция, а способ почистить духовку, а знание из биологии РНК-интерференции нужны востребованным сегодня агрономам-генетикам. Успешность на уроках литературы может дать старт начинающему блогеру, а конкретное упражнение на уроке физкультуры поможет в профилактике серьезного заболевания.